Статьи
25 октября 2009 года

Немыслимо представить Тульский колледж искусств (ранее - музыкальное училище), которому в 2008 г. исполняется 100 лет, без класса народных инст­рументов. В Туле родился изобретатель первой в мире хроматической гар­мони, сконструированной еще в ХIХ веке, Николай Иванович Белобородов. Инструмент этот быстро приобрел в народе огромную популярность, а туль­ские гармонисты пользовались заслуженной славой по всей России. 
В двадцатые годы в нашей стране были распространены гармоника, баян. Они были не просто инструментами для отдыха и развлечения, а своеобраз­ными проводниками культуры.
Таким образом, Тульский край взрастил и бережно сохранил народно-ис­полнительскую традицию. Развитием ее в профессиональном русле стало от­крытие в 1930 году класса баяна в Тульском музыкальном техникуме. С этого момента и ведется отсчет истории отделения народных инструментов.
Первым преподавателем по классу баяна был Сергей Рафаилович Саль­ников, получивший музыкальное образование в г. Москве. В тот период отде­ление было немногочисленным, большинство учащихся не имело начального музыкального образования. В основном это были самоучки-любители. В 1937 году из числа учащихся отделения был сформирован небольшой ансамбль бая­нистов, прослушав выступление которого, композитор, ректор Московской консерватории М. М. Ипполитов-Иванов, предрек большое будущее ансамбля такого рода. Его слова оказались пророческими. В предвоенные годы баян ста­новится одним из самых популярных и любимых народных инструментов.
Первый выпуск народного отделения Тульского музыкального училища составил пять человек: Василий Леонов, Алексей Ефимов, Константин Блинов, Ольга Девятова, Маргарита Девятова, а государственные экзамены приезжал принимать Тихон Хренников – впоследствии первый секретарь правления Союза композиторов СССР.
Сегодня мы с благодарностью вспоминаем имена выпускников-народни­ков, вернувшихся с фронта и потом долгое время работавших преподавате­лями музыкальных школ в Туле и области. Это Михаил Иванович Новиков (музыкальная школа поселка Первомайский), Михаил Алексеевич Новиков и Юрий Максимилианович Соколов (Областная музыкальная школа им. Г. З. Райхеля), Анатолий Сергеевич Швыряев и Анатолий Яковлевич Клюев (музы­кальная школа № 1, г. Тула), Николай Михайлович Сахаров (ДШИ им. Г. Га­лынина г. Тулы). Именно они заложили в Туле основы детского музыкального исполнительства на баяне и аккордеоне, сформировали важную базу предпро­фессионального образования.
В первые послевоенные годы на отделении работают педагоги А. Ф. Ефи­мов и Е. А. Башкирцев. Вместе с учащимися отделения они многое делают по пропаганде баяна и аккордеона: выступают в цехах заводов, воинских частях, школах, на открытых площадках, а также лучших сценах города; активно по­могают развитию художественной самодеятельности в г. Туле.
Большим событием для музыкальной России было открытие в 1945 году отделения баяна в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Одними из первых туляков его заканчивают: Е. К. Федоров – педагог, составивший целую «эпоху» в жизни Тульского музыкального учи­лища.
Гордостью Е. К. Федорова-педагога являются его выпускники – заслу­женный деятель искусств России и Карелии, профессор, ректор Петрозавод­ской государственной консерватории им. А. К. Глазунова В. А. Соловьев; про­фессор Российской академии музыки им. Гнесиных В. П. Кузовлев; заслужен­ный работник культуры РСФСР, лауреат I Всероссийского конкурса исполни­телей на народных инструментах среди студентов музыкальных училищ (г. Иваново, 1969) В. Р. Брик, а также В. В. Емельянов, Ю. Я. Герасимов, Ю. А. Сушкин, В. П. Юрасов, В. Е. Щербаков, Н. И. Бочаров, В. И. Смирнов и др.
Особым предметом гордости народного отделения всегда были его твор­ческие коллективы. Они неизменно отличались высоким профессионализмом, а главное, пользовались искренней любовью туляков. У истоков «оркестрового дела» стояли педагоги С. Р. Сальников, А. С. Ефимов, Р. И. Касаткин, Е. К. Фе­доров. В шестидесятые годы эстафету у них принял Юрий Яковлевич Гераси­мов. Его энтузиазм, целеустремленность позволили оркестрам народного отде­ления выйти на новый, более высокий уровень.
Так, оркестру баянистов, которым руководил Герасимов, благодаря рас­ширению состава (в него были введены флейты, трубы, тромбоны и другие ин­струменты) оказались подвластны такие сочинения, как Четвертая и Шестая симфонии П. И. Чайковского, фрагменты из его балета «Щелкунчик», Пятая симфония Бетховена и многое другое. Оркестр Герасимова получил среди тульских музыкантов шутливое название «баяно-симфонический». Под управ­лением этого замечательного дирижера в 1973 году оркестр был удостоен Ди­плома II степени на зональном конкурсе оркестров, который проходил в Мо­скве, в институте им. Гнесиных.
Новую яркую страницу летописи народного отделения Тульского музы­кального училища открывают славные творческие 50-60-е годы. В училище начинают работать Иосиф Пуриц, Валерий Румянцев, бывшие выпускники от­деления Юрий Герасимов и Юрий Сушкин, а также А. И. Трофимов, Ю. В. Бар­дин, А. Г. Гуляев, В. И. Чивирев. Новые музыканты вдохнули свежую струю в жизнь не только училища, но и всего города.
Особое место в истории отделения занял преподаватель и дирижер Ю.А. Сушкин. Его неповторимый педагогический стиль в сочетании с личной худо­жественной одаренностью позволили ему воспитать многих неординарных му­зыкантов. Оркестр баянистов под руководством Ю. Сушкина становится од­ним из лучших в центральном регионе России. Значительно расширяется его репертуар, исполняются сложнейшие произведения, оркестр с большим успе­хом выступает на концертных площадках города и области.
Нельзя не сказать несколько слов и о других представителях славной фа­милии Сушкиных в музыкальной жизни тульского края. Среди специалистов хорошо известно имя Александра Александровича Сушкина, баяниста и автора ряда оригинальных произведений и обработок народных мелодий для баяна. А. Сушкин (выпускник ТМУ им. А. С. Даргомыжского) долгие годы работал пре­подавателем по классу баяна в музыкальных школах города Тулы. В 60-е годы совместно с младшими братьями Юрием и Николаем создал ансамбль баяни­стов, получивший известность как «Трио братьев Сушкиных».
В 70-е годы состав народников пополнился целой плеядой замечательных педагогов. В это время работать в Тульское музыкальное училище им. А.С. Даргомыжского приходят: В. Р. Брик, В. И. Воробьев, Е. А. Ануфриев, Ю. С. Штыркин, С. П. Саксин, В. М. Фоменко, В. П. Юрасов, Е. Ф. Боргардт, В. Е. Щербаков, Н. И. Бочаров. Многие из них и в настоящее время успешно тру­дятся на отделении, стабильно показывая высокие педагогические и творче­ские результаты.
Долгие годы за дирижерским пультом оркестра народных инструментов училища стоял В. Р. Брик – замечательный музыкант и пропагандист традиций народно-инструментального искусства. Темперамент, музыкальность, полная самоотдача и удивительная целеустремленность В. Р. Брика позволили вывести оркестр народных инструментов на очень высокую орбиту. В 1988 году кол­лектив стал Лауреатом регионального конкурса в Смоленске. А два года спустя в Воронеже оркестру было присвоено звание Лауреата Всероссийского конкурса им. В. В. Андреева.
Столь высокий уровень оркестра, призванный музыкальными авторите­тами России, позволил ему стать профессиональным филармоническим кол­лективом. Оставаясь одновременно учебным оркестром, он был включен в концертный график Тульской областной филармонии им. И. А. Михайловского и в кратчайшие сроки завоевал симпатии самой широкой слушательской ауди­тории.
В 1995 году, после безвременной кончины В. Р. Брика коллектив возгла­вил В. И. Воробьев. Большим достижением оркестра тех лет стало его успеш­ное выступление в концертной программе Тульской областной филармонии в рамках декады искусств Тульской области на сцене Концертного зала консер­ватории им. П. И. Чайковского.
В 90-е годы происходят серьезные изменения в работе творческих кол­лективов народного отделения. В 1995 году Оркестр русских народных инст­рументов, состоящий из студентов и преподавателей училища «Тула», оконча­тельно становится профессиональным коллективом Тульской областной фи­лармонии. Сегодня его художественным руководителем и главным дирижером является заслуженный работник культуры РФ С. П. Саксин. Руко­водителем и дирижером студенческого оркестра музыкального училища в 1997 году становится Л. Н. Михед. Репертуар оркестра пополнился ориги­нальными произведениями современных композиторов и переложениями классической музыки.
За долгие годы на отделении «Народные инструменты» Тульского кол­леджа искусств им. А. С. Даргомыжского сложились замечательные профес­сиональные традиции, позволяющие растить талантливую молодежь, которая достигает настоящих высот исполнительского мастерства.
Студенты отделения выступали на таких престижных концертных пло­щадках, как Концертный зал им. Чайковского, Оружейная Палата в Москве, зал ЮНЕСКО в Брюсселе, концертный зал в г. Клингенталле (Германия); явля­лись и являются стипендиатами Министерства культуры, Фонда Спивакова, Фонда «Русское исполнительское искусство».
За годы своего существования на отделении «Народные инструменты» было подготовлено свыше 1000 молодых музыкантов. Студенты, окончившие народное отделение стабильно поступают в самые престижные ВУЗы страны: РАМ им. Гнесиных, Ленинградскую, Казанскую, Нижегородскую, Саратов­скую, Минскую, Петрозаводскую консерватории и др. Многие бывшие выпускники успешно занимаются преподавательской деятельностью в высших и средних специальных музыкальных учебных заве­дениях, ДМШ Тулы и области.

— Зюкин В. А., директор Тульского колледжа искусств им. А. С. Даргомыжского

все статьи | архив статей