Статьи
10 сентября 2009 года

Тула вошла в историю Российского государства как город мастеров, славящихся на протяжении веков изготовлением не только самоваров, оружия, пряников, но и традиционных русских народных инструментов – гармоник. Россия была одной из тех стран, где гармоника сразу же после ее изобретения получила широкое распространение.

Именно в Туле началось отечественное производство гармоник, которые пришлись по душе широким народным массам.

Тулякам особенно дорога память о Николае Ивановиче Белобородове, изобретателе первой в России хроматической гармоники и организатора первого в мире оркестра гармонистов. Изобретение гармоники явилось важнейшей вехой на пути возникновения качественно нового музыкального инструмента – баяна.

Много в Туле было мастеров - гармонщиков, передававших из поколения в поколение секреты своего удивительного мастерства. Особенно такими мастерами славилась Чулковская слобода. Среди них яркой личностью был Леонтий Алексеевич Чулков. Никто лучше него не мог сработать инструмент. Не случайно именно к нему обратился изобретатель знаменитой «хромки» Н. И. Белобородов. Получилась первая «хромка» на диво хороша: «Чудо, а не гармонь!» – говорили о ней.

Л. А. Чулков (1846-1918 гг.) родился в д. Глухие Поляны, недалеко от Тулы, в семье крепостного крестьянина. В 13 лет мальчик остался сиротой и был отдан дяде в ученики на гармонную фабрику Гаврилы Тимофеевича Воронцова. Там его определили в цех по наклепке голосов. С 20 – летнего возраста Чулков стал работать самостоятельно на дому по наклепке гармонных голосов для фабрики Воронцова. Слава о нем как о замечательном мастере быстро распространилась по Туле, ему стали заказывать инструменты. В 1880 году Чулков организовал свою гармонную мастерскую, в которой работали также и шесть его сыновей. Мастерская Л. А. Чулкова была невелика, но из всех существовавших в то время мастерских и гармонных фабрик являлась самой передовой и механизированной. Высокое качество изделий служили примером для тульских гармонных мастеров того времени.

Отличными мастерами были его сыновья. Старшие – Михаил и Алексей - в 90-х годах XIX века, когда отец стал часто болеть, взяли на себя руководство мастерской. Третий сын, Павел, перебрался в Самару. Он хорошо играл на трехрядной гармонике и скрипке, пробовал писать музыку; некоторые его произведения (вальсы) полюбились местной публике. Четвертый сын, Николай, уехал на Украину и там вскоре погиб от несчастного случая. Младшие – Виссарион и Геннадий - поступили на работу в крупную фабрично-торговую фирму «И. Ф. Мюллер» в Москве. Виссарион через некоторое время уехал на Камчатку, где снискал известность как автор многих вальсов и маршей. Геннадий же, благодаря большим природным способностям, за четыре года работы в Москве при фирме стал мастером по ремонту и настройке не только любых гармоник, но и роялей и пианино, а также всех механических и пневматических музыкальных инструментов (самоиграющие роялофоны, симфонионы – автоматы и т.п.).

В 1927 году Геннадий Чулков изготовил баян с металлическими трубами, значительно усиливающими звучание. Обладая неистощимой энергией и конструкторской мыслью, до последних дней жизни к нему обращались за консультациями гармонные и баянные предприятия Тулы, а также специалисты из других городов.


— Савко И. Л., Маршавина М. В., сотрудники Мемориального музея Н. И. Белобородова

все статьи | архив статей