Статьи
31 августа 2009 года

Производство гармоник в России в конце XIX – начале XX века было налажено на тульской фабрике «Братья Киселевы», которая выпускала, в основном, двух- и трехрядные венские гармоники. Мастера вносили свои улучшения и дополнения в конструкцию инструмента, достигли значительных успехов, поэтому позже название «венка» стало обозначать конструкцию гармоники, а не определение заграничной модели. Эти гармоники вошли в историю гармонного производства как самые массовые.
Киселевы – Николай Сергеевич (1848-1919) и Василий Сергеевич (1854-1934) родились в семье рабочего кузнечного цеха оружейного завода. С 12-летнего возраста поступили в ложевой цех. В свободное от работы время стали заниматься дома изготовлением гармоник. В 1886 году с ними заключил договор П. П. Ватутин по поставке продукции в свой московский магазин, предоставив им значительную сумму. Качество – главное, на что опирался Ватутин. С 1900 года он вывел братьев Киселевых на международную арену, а Киселевы наполнили его магазины отличным товаром: двухрядными и трехрядными венками, а далее баянами.
Отдельные операции Киселевы стали заказывать другим мастерам. В 1890 году они построили отдельный дом, где организовали сборочную мастерскую-фабрику. Добросовестность и доскональное знание всех процессов производства позволило быстро наладить выпуск новых моделей, например, трехрядных хроматических гармоник «левая по правой» (выборные) – и ножные басы. 
Союз Ватутина и Киселевых не ограничивался лишь формальными денежными субсидиями. Ватутин хорошо знал всех лучших гармонистов – артистов Москвы, которым нужны были инструменты самого лучшего качества. Ватутин принимал их заказы, а Киселевы их выполняли, причем, всегда отлично. Рост популярности производителей быстро возрастал. На гармонной фабрике братьев Киселевых работали лучшие мастера своего времени: Дмитрий Лялин, Алексей Пастухов, братья Грязновы, Александр Горбунов и другие.
Наибольшего рассвета фабрика достигает к 1910 году. Кроме сборочных цехов были построены склады сырья, готовой продукции, магазин. Они сбывали продукцию Ватутину, а также в магазины Русанова, Чубукова, Иерусалимова (Москва), Половникову (Казань), Дикнеру (Саратов), Попову (Ереван). Тульские гармоники Киселевых поступали на склады Циммермана и Мюра и Мерилиза, откуда шли не только в Москву и Петербург, но и за рубеж.
Фабрика на выставках награждалась медалями: Серебрянной (1897), Бронзовой (1900), Большой Серебрянной (1900), Серебрянной (1902), Бронзовой (1909). В начале XX века фабрика занимала лидирующее положение в производстве гармоник и баянов в России, конкурируя и на мировом рынке. 
Африкан Киселев (1889-1910), сын Николая Сергеевича Киселева, с раннего детства обнаружил незаурядные музыкальные способности в игре на гармониках по слуху. Когда фабрика в 1905 году изготовила выборный баян – ножные басы, Африкан быстро освоил его и стал выступать перед публикой, демонстрируя новые модели и их возможности. У него был практически неограниченный репертуар, он мог исполнять любое знакомое ему произведение без подготовки, при этом свободно импровизируя. Начал получать большое признание, но его успех внезапно оборвался. В городском саду он увидел свою невесту – 16-летнюю Ольгу Коптельцеву – вместе с ее одноклассником по гимназии. Прибежав домой, Африкан выпил уксусной эссенции и через полгода тяжелых мучений скончался.
Сама фабрика в 1918 году была национализирована и закрыта, а ее владельцы с семьями оказались на улице. Весной 1919 года Николай Сергеевич был подвергнут нападению и избит как «классовый враг», вскоре после которого умер от кровоизлияния. Василий Сергеевич с сыном Валерием продолжали изготовление гармонных планок в сарае вплоть до 1927 года, когда у них описали инструменты, приспособления и личные вещи. Василий до конца своей жизни работал на фабрике сторожем. Его сын Валерий погиб на фронте в 1942 году.
В Мемориальном музее Н.И. Белобородова в основной экспозиции представлены семейные фотографии братьев Киселевых, которые были переданы в дар музею потомками Н. С. Киселева.
— Савко И. Л., Маршавина М. В., сотрудники Мемориального музея Н. И. Белобородова

все статьи | архив статей