Статьи
27 мая 2009 года

История развития народных инструментов в России насчитывает не одно столетие. Из поколения в поколение, непрестанно видоизменяясь, совершенствуясь, искусство наших предков явило собой неотъемлемую часть их духовной жизни. Примером тому в полной мере может служить замечательный музыкальный инструмент, давно ставший символом  русского народного искусства, - гармонь. Снова и  снова обращают на нее свои взоры  и  исполнители, и собиратели фольклора.   
В наше бурное время компьютеризации, расцвета электромузыкальных инструментов, рок-культуры, дискотек часто слышишь вопросы: а кому сейчас нужна гармоника, кто её слушает, кто и что на ней играет?  Неужели она безвозвратно ушла в прошлое, осталась в памяти как инструмент, под который танцевали, пели, грустили, веселились и влюблялись наши бабушки и дедушки?
Известно, что такие русские народные инструменты, как баян, домра, балалайка получили широкое признание и стали академическими. На них ведётся профессиональное обучение от музыкальной школы до вуза, для них создан обширный репертуар. Гармоника же, несмотря на свою массовость и популярность, по-прежнему почему-то фигурирует как «редкий  инструмент»
Гармонь – один из самых массовых музыкальных инструментов. Его история насчитывает 200 лет и состоит из трёх основных периодов. Первый – период возникновения (1780-1830 гг.); второй – период бурного развития и усовершенствования (1840-1920 гг.); третий – период массового распространения (1930 – по настоящее время).
Возникновение гармони явилось результатом длительных и настойчивых поисков многих музыкальных мастеров и физиков-изобретателей, известных и безызвестных, работавших в России, Германии, Австрии, Франции, Италии и других странах на рубеже 18-19 вв. Их усилия были направлены на то, чтобы создать новый портативный многоголосный инструмент. В результате возникло целое семейство пневматических инструментов: фисгармония, губная гармошка, ручная и ножная гармоники. Впоследствии в ряде стран возникли разновидности гармоники, которые стали считаться национальными инструментами: в Англии – концертино, в Германии – банданеон, в Австрии – аккордеон, в России – баян.
В России гармоника распространялась очень интенсивно. Этот, казалось бы, немудрёный инструмент вскоре потеснил другие народные музыкальные инструменты и занял главенствующее место в русской музыкальной культуре. Вначале примитивная, имевшая ограниченные возможности в связи с диатоническим строем, несовершенством конструкции и небольшим диапазоном, гармоника «за короткий срок... прошла огромный путь от игрушки, издававшей один аккорд, до громадного баяна, позволяющего исполнять любые произведения». И в этом нет ничего удивительного. Гармонь – портативный инструмент, его можно легко переносить и даже играть на нём при ходьбе. Основное преимущество гармони в том, что она заменяет целый оркестр: на ней можно одновременно исполнять и мелодию, и аккомпанемент. И всё это может делать один музыкант. Впоследствии гармоника стала самостоятельной, очень яркой краской в многоцветной палитре народной музыки.
Особенности становления гармоники – сложный вопрос, остающийся недостаточно разработанным вплоть до настоящего времени. Обратимся к истории появления первых русских гармоник. Общепринято, что время появления в России первых гармоник датируется 30-ми годами 19 века. Между тем первыми русскими гармониками явились миниатюрные органы-позитивы, когда на них ещё в 80-е гг. 18 века жившим в это время в Петербурге чехом Франтишеком Киршником в качестве источника звука были применены металлические язычки. В отличие от современных гармоник, нагнетание воздуха происходило не горизонтальным, а вертикальным движением меха.
Первые русские гармоники отличались оригинальностью конструкций и хорошим качеством, но диатонический строй ограничивал их музыкально-художественные возможности. Создание хроматической гармоники было первым шагом на пути усовершенствования этого инструмента. Родиной хроматической гармоники является Тула.
Тула – колыбель русской гармони. Именно здесь в конце первой половины 19 века возникло кустарное массовое производство её первоначальной модели, созданной русским самородком, талантливым музыкантом-самоучкой Н.И. Белобородовым. По его чертежам гармонных  дел мастер Л. А. Чулков в 1870 году изготовил гармонику с полным хроматическим звукорядом.  Следует отметить, что массовое производство гармоник системы Белобородова не привилось среди тульских кустарей из-за сложности изготовления и настройки инструментов. При непосредственном участии конструктора было изготовлено около 20-ти экземпляров, почти все они были, затем использованы в организованном Н.И. Белобородовым в 80-е годы оркестре тульских гармонистов. Спрос на тульскую однорядку распространился по всей России. Бытовало огромное  количество  самых разнообразных ее видов, отличавшихся друг от друга не только формами и размерами, но и построением звукоряда. Музыкальные умельцы-мастера изменяли конструкцию инструмента, исходя из особенностей народной песни той или иной местности. Отсюда и такое богатство «саратовских», «елецких», «череповецких», «невских», «ливенских», «касимовских», «бологойских», «татарских», «сибирских» и многих других. Этот вначале примитивный и несовершенный по конструкции инструмент, имевший диатонический строй, в истории развития народного инструментария занимает особое место.
Более столетия русская музыкальная интеллигенция встречала новый инструмент «в штыки». Причины, по которым игнорировали гармонь академические консерваторские круги, вполне объективны. Инструмент приобрёл все необходимые качества для исполнения классической музыки лишь к середине 20 века, только после этого получил прописку в концертных залах, на конкурсах, в средних и высших музыкальных заведениях, в композиторском творчестве.
Отношение к гармони русских музыкально-фольклористических кругов парадоксально. Несмотря на её широчайшее распространение в деревне на протяжении всей второй половины 19 века, она не только не попала в сферу научных фольклористических интересов, но активно игнорировалась как собирателями, так и пропагандистами русских народных инструментов, объявлялась как явление чуждое и даже вредное для русской музыкально-фольклористической культуры. Несмотря на полуторавековую историю существования и массовое распространение, а также на пятидесятилетнюю историю изучения, гармоника и игра на ней остаются все еще малоисследованной областью русской фольклористики.
На современном этапе становление гармоники как профессионального инструмента началось с 90-х  годов 20 века. Центром возрождения стал Орел, старинный город в верховьях Оки, знаменитый своими литературными, театральными  и музыкальными традициями.  Именно в Орловской области была сформирована трехступенная система обучения гармонистов: школа, училище, вуз. В 1993 г. впервые в России в Орловском музыкальном училище был открыт класс гармони. Программа обучения,  рассчитанная на четыре года, одобрена Российской академией музыки  имени Гнесиных.  Энтузиастом, взявшимся за судьбу гармони, стал Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов  Евгений Петрович  Дербенко. Талантливый педагог, композитор широкого диапазона, добрый и вдумчивый человек, обладающий творческой энергией и высоким профессионализмом, бесконечной преданностью народным инструментам.   
Развитию традиций исполнительства на фольклорных инструментах Е.Дербенко  уделяет в своем творчестве большое внимание. Он  увлеченно работает над переложениями и сочинениями для  двухрядной гармоники «Хромка». В русской  хроматической гармони композитор увидел яркий, полноправный инструмент, способный жить самостоятельной концертной жизнью.  Среди них четыре концерта для гармони с оркестром русских народных инструментов, вариации на тему Г. Генделя, соната в трех частях, обработки народной музыки, пьесы в современных ритмах.   
Своего вдохновенного почитателя и пропагандиста в лице композитора нашла и другая разновидность гармоник – ливенская. Виртуозно владея игрой на ливенке, зная ее технические и художественно-выразительные возможности, является автором многочисленных сочинений для этого инструмента.
В последние годы происходит возвращение на концертную эстраду солистов-гармонистов, нередко выступающих с сольными программами. Большинство из них воспитанники Е. Дербенко, среди них Михаил Коломыцев, Дмитрий Шилов, Павел Уханов, Михаил Морозов, Игорь Захаров,  единственная  профессиональная  гармонистка  Наталья Панова.   Профессиональные гармонисты-виртуозы, пропагандирующие искусство игры на гармони не только в России, но и за ее пределами: Сергей Сметанин, Геннадий  Калмыков, солист Сочинской филармонии Николай Горенко и другие.
В наши дни, когда особенно ощутимой стала потребность в активном культивировании нетронутых современной цивилизацией пластов исконной народной культуры, возрождение, сохранение и развитие гармони  стало насущной задачей  ДМШ и  школ искусств.
Занимаясь музыкально - общественной деятельностью Е. Дербенко помогает  создавать классы гармони  во многих регионах России: Архангельской, Тульской, Брянской, Белгородской областях. Так в 2000 году
В ДМШ № 1 им. Л. Н. Толстого г. Щекино был открыт единственный в Тульской области класс гармони.  Уже в 2002г. учащийся класса Кузьмищев Николай  принял участие в Литературно – песенном празднике «Тургеневское Лето», в Региональном фестивале  искусств «Наследники Левши». Его  успешное выступление было отмечено дипломами.
В 2004 г. учащиеся класса гармони впервые приняли участие в конкурсе Всероссийского уровня «Есенинская Русь», проходившим в г. Рязани.
Совершенствование исполнительского мастерства учащихся – гармонистов, их стремление и желание овладеть профессиональной игрой на гармони позволили первому выпускнику класса Николаю Кузьмищеву поступить в Орловское музыкальное училище в класс Е. Дербенко.
В 2005-2006 учебном году в класс гармони поступил выпускник фортепианного отделения, постоянный участник оркестра русских народных инструментов (владеет игрой на фольклорных духовых инструментах, балалайке прима, балалайке контрабас)  Мягков Александр. 5-летний курс обучения игре на гармони Александр освоил экстерном за два учебных года.
В 2005 году он стал обладателем Диплома лауреата III степени V национального фестиваля-конкурса традиционного народного творчества молодежи «Есенинская Русь», г. Рязань.
2006 год – Диплом I степени, Гран-При президента РФ (30000 руб.)  за участие во Всероссийском  конкурсе «Орлята России», г. Туапсе.
2006 год – Диплом лауреата I степени VI национального фестиваля-конкурса традиционного народного творчества молодежи «Есенинская Русь».
2006 год – Диплом лауреата II степени Международного конкурса «Серебряный камертон» г. Орел -  учредитель Международный благотворительный фонд «Наше будущее» г. Волгоград.
Инструмент на время участия в этом престижном конкурсе был предоставлен директором  ООО «Тульская гармонь» Чаус Анной Зиновьевной. После успешного выступления А. Мягков был приглашен для участия в рекламной кампании фабрики на Всероссийской выставке народных промыслов «Ладья 2006» (Экспоцентр, г. Москва).
В 2007 году, после окончания 11 класса общеобразовательной школы Александр решил продолжить свое обучение игре  на  гармони  в ТКИ им. А.С. Даргомыжского (класс В.А. Румянцева).
В феврале 2006 года на заседании Щекинского методического объединения мною была подготовлена методическая работа на тему: «Сохранение национальных музыкальных  традиций Тульского края» в рамках системы «школа – училище – ВУЗ». В работе участвовали ученики-гармонисты  младших, старших классов, студенты Орловского музыкального училища и Орловского института искусств (класс Дербенко Е.П.).
В настоящее время в классе гармони занимается 7 человек. Дети в возрасте от 7 до 11 лет. Являясь преподавателем класса гармони, я столкнулась с такими трудностями как: снижение интереса к народным музыкальным инструментам, отсутствие  качественных   инструментов, не достаточностью методического обеспечения, недостаточностью репертуара для учащихся начальных классов. Но считаю это явление временное, исполнительство  на гармонике будет расти и совершенствоваться. Пора перестать относиться к гармони  как к некой «экзотике». Думаю, что будущее гармони в руках молодых, талантливых музыкантов и педагогов. Хочется верить, что в 21 веке, русская гармонь и гармонисты будут всегда нужны людям.
— Моисеева Т. Е.

все статьи | архив статей