Статьи
1 апреля 2013 года

 Вот уже третий год подряд каждую третью субботу марта отмечается Всероссийский день баяна, аккордеона и гармони. 17 марта праздничные мероприятия прошли во многих городах. В Москве центром событий стала РАМ им. Гнесиных, что представляется символичным: именно в училище им. Гнесиных в 1948 году был впервые открыт факультет народных инструментов.

Большой торжественный концерт в зале академии предварял концерт-интродукция, состоявшийся накануне. В нем выступили три молодых исполнителя на баяне и аккордеоне - победители ведущих международных конкурсов. Это Ненад Иванович (Сербия), получивший I премию на конкурсе в Кастельфидардо (Италия) и I премию на «Кубке мира» в Шанхае (Китай), Иосиф Пуриц (Россия) - победитель конкурса в Аррасате (Испания) и китайский исполнитель Ху Ксианан, завоевавший I премию на конкурсе «Трофей мира» в Пинето (Италия). (В концерте-интродукции должен был участвовать представитель Франции Тибо Троссэ, но обладатель I премии конкурса в Клингентале (Германия) не смог приехать.) Среди этих музыкантов разыгрывался приз зрительских симпатий. Каждый участник исполнил обширную виртуозную программу, в которую вошли сочинения композиторов разных эпох и стилей. Большое внимание в их выступлениях было уделено русским композиторам: прозвучали сочинения Глинки, В.Семенова, Е.Подгайца, Р.Леденева, В. Гаврилина, а Ху Ксионан, учащийся в Китае также и по классу композиции, сыграл свою «Юмореску».

Главный концерт, состоявшийся 17 марта, открывал оркестр баянистов и аккордеонистов РАМ им. Гнесиных под управлением Олега Тарасова вместе с академическим хором академии (художественный руководитель Дмитрий Онегин) и ансамблем гусляров «Купина» (художественный руководитель заслуженная артистка РФ Любовь Жук). Таким ораториальным составом было исполнено сочинение Владимира Беляева «Встает заря над храмом». Вместе с оркестром выступили также вокальные ансамбли кафедр хорового и сольного народного пения, исполнившие еще одно произведение В.Беляева - «Святочную кантату». Соло и в ансамбле с кларнетом (Евгений Варавко) и фортепиано (Татьяна Сергеева) играла аккордеонистка Мария Власова. В концерте участвовали аккордеонисты Сергей Лобков и Юлия Америкова, баянист Александр Селиванов. Прозвучал баян и в сочетании с классическим квартетом, ансамблем солистов «Классик-форум», исполнившими 4 части из «Гоголь-сюиты» Шнитке: солист – баянист Михаил Бурдаков. Особенным подарком для слушателей стало выступление ансамбля русской музыки «У камина». Музыканты сыграли хиты авторской народной музыки: В.Андреев «Моя красавица», И.Тамарин «Старая афиша», А.Цыганков «Цыганочка». Отдельных оваций удостоился Михаил Морозов - гармонист, повеселивший публику задорным, при этом невероятно виртуозным исполнением скоморошин и импровизаций в стиле фолк: он и плясал, и «заигрывал» с публикой, и подыгрывал мелодию на дудочках…

Об идее и становлении Всероссийского дня баяна, аккордеона и гармони» рассказал его вдохновитель и основатель – народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных Фридрих Липс:

- В 2009 году мой бывший аспирант Сергей Войтенко, участник коллектива «Баянмикс», организовал большой концерт в Государственном кремлевском дворце - это был огромный баянный праздник с большим числом исполнителей очень высокого уровня, которых аудитория очень хорошо принимала. Помню, я стоял за кулисами, смотрел на трансляционный экран и думал, что этот праздник должен продолжаться.

У нас в академии есть абонемент «Гнесинцы представляют». Его концерты проходят каждую третью субботу месяца. Я прикинул, когда у баянистов, аккордеонистов самый большой перерыв между конкурсами, концертами, экзаменами, фестивалями, и оказалось, что в марте. Предложил на кафедре проводить подобный праздник, и идея встретила поддержку. Потом кинул клич по всей стране через журнал «Народник» - идея стала распространяться вширь. И уже в 2010 году, когда впервые проводился Всероссийский день баяна, аккордеона и гармоники, праздничные концерты были организованы в Красноярске, Екатеринбурге, Новомосковске, Туле, Воронеже, Саратове, Новосибирске и других городах. А в прошлом году родилась идея предварять основной концерт концертом-интродукцией – пригласить перед Днем баяна лауреатов крупнейших международных конкурсов на небольшое состязание за приз зрительских симпатий. Не хочется называть это конкурсом, так как все ребята очень сильные. Просто хотелось показать нашим студентам, нашей публике уровень игры победителей международных конкурсов. На основном же концерте мы стараемся показать всю панораму баянного и аккордеонного исполнительства – классические произведения, народные, сольные и ансамблевые выступления.

- Фридрих Робертович, привлекаются ли к концертам праздника школьники и представители среднего учебного звена?

- В прошлом году, например, концерт завершали малыши. Каждый год получается по-разному.

- Планируется ли расширение мероприятий Дня баяна? Может быть, собираетесь проводить конкурсы, мастер-классы, приуроченные к празднику?

- Вряд ли. Подобные мероприятия и так постоянно проводятся. Народ просто не успевает ходить на концерты. Хотелось устроить именно праздник всероссийского масштаба, что мы и сделали.

- Интерес к народным инструментам падает, о чем свидетельствует статистика вступительных экзаменов в музыкальные школы, колледжи и вузы. С чем это связано? Как изменить эту ситуацию?

- Наш праздник – это и есть один из шагов для привлечения внимания к баяну и аккордеону. Но я замечу, что интерес падает не только к народным инструментам. Если есть еще желающие учиться по классу фортепиано, то на струнные, духовые, народные инструменты осуществлять набор очень сложно. Раньше же самыми ходовыми инструментами в школах были баян и рояль. Более того, я бы сказал, что падает интерес к музыкальной культуре в целом, и изменить эту ситуацию, постараться поднять и сделать широким этот интерес - дело государственной политики, которая должна развернуться в сторону культуры.

- Как бы вы оценили уровень российских исполнителей в мировом масштабе?

- Мы всегда удерживали пальму первенства. Именно у нас впервые открылся факультет народных инструментов. Сейчас нам составляют серьезную конкуренцию Китай, Франция, Хорватия, Сербия, Испания. Музыканты из этих стран воспитывались на наших традициях, мы давали мастер-классы за рубежом, и сегодня все, кто преподает там, так или иначе учились у нас…

Главной интригой двухдневного праздника был вопрос, кому же достанется приз зрительских симпатий. В конце концерта вопрос был снят, когда Алексей Виляев - представитель старейшей в России компании, изготавливающей баяны, аккордеоны и гармони, «Тульская гармонь» - вручил в качестве подарка гармонь сербскому музыканту Ненаду Ивановичу. А затем счастливый обладатель приза поделился своими впечатлениями о Дне баяна:

- Я уже второй раз приезжаю в Москву, и мне здесь очень нравится. Я прекрасно чувствовал себя на одной сцене с такими замечательными музыкантами, как Ху и Иосиф Пуриц. Большое спасибо публике за то, что меня наградили призом, большое спасибо компании «Тульская гармонь» за подарок - это был для меня большой сюрприз. Он будет напоминать мне о теплом московском приеме.

К Ненаду присоединился Ху Ксионан, заметив, как приятно играть именно для русской публики, которая очень внимательно слушает музыкантов и горячо любит музыку. И, конечно, они в один голос поблагодарили маэстро Фридриха Липса за превосходный праздник и приглашение в нем участвовать, отметив, что такие мероприятия необходимы баянистам и аккордеонистам во всем мире.

Представитель компании «Тульская гармонь» в Москве Алексей Виляев также высказался о важности Всемирного дня баяна, аккордеона и гармони:

- Компания «Тульская Гармонь» поддержала инициативу проведения Дня баяна с момента ее зарождения. Мы считаем, что наш инструмент заслужил этот день исторически, ведь баян сопровождал жизнь человека и в счастливых событиях, и в минуты отдыха, и во время ратных дел. Сейчас баяну, аккордеону и гармони уделяется незаслуженно мало внимания. Но ведь это наш, российский инструмент, и мы намерены его повсеместно продвигать.

Наша компания участвует в праздничных мероприятиях, проводимых и в Москве, и в Туле, живо откликаясь на интересные творческие инициативы. Мы оказываем поддержку музыкантам, в том числе студентам и преподавателям средних и высших учебных заведений, ученикам музыкальных школ, и адресную помощь различным музыкальным учреждениям.

Вся наша работа по продвижению баяна наполнена пониманием того, что только через возрождение интереса и внимания к музыкальному искусству, через расширение круга любителей баяна, аккордеона и гармони возможно восстановление былого уважения к этим инструментам в нашей жизни. День баяна, аккордеона и гармони - это большой шаг в этом деле. И то, что с каждым годом ширится круг участников и гостей праздника, тому надежное подтверждение!

Материал статьи предоставлен сайтом всероссийской музыкально-информационной газеты «Играем с начала. Da capo al fine».

— Ремизова Э.

все статьи | архив статей