Статьи
28 июля 2010 года

Передача об истории баяна и аккордеона вышла 26 марта 2010 года в эфире радио Петербург. Предлагаем Вам ознакомиться с текстом передачи.

Во время Великой Отечественной Войны, ничто так не поднимало боевой дух народа, как музыка. Но победная Седьмая симфония Шостаковича была слишком далека от простых фронтовых солдат. Тогда на помощь пришли такие инструменты, как баян, аккордеон и гармонь. Многие из этих инструментов со своими владельцами дошли до Берлина.

Но и в мирное время, баян и гармонь - тоже в центре внимания, и сейчас они постоянные гости праздников. Эти инструменты уже стали символом хорошего настроения. Конечно, с развитием прогресса вкусы россиян разделились, и кто-то сейчас больше любит поп-музыку, другие - рок, третьи - классику. Но когда эти люди собираются вместе, в компании, например, баяна, в подсознании они вспоминают свои корни, распевая народные песни. Ведь музыка гармоник имеет неповторимую русскую душу, которая формировалась веками.
Но сегодня речь пойдет не о фольклоре, с которым чаще всего ассоциируются баян и аккордеон.

Немого истории. Нужно сказать, что эти инструменты являются одними из самых молодых.  Ведь появились они в том виде, в котором мы их сейчас хорошо знаем лишь в начале прошлого века, а гармонь, которая существовала ранее, носила в основном, примитивный характер. Для сравнения, скрипка, в своем совершенном варианте, сформировалась уже к 16 столетию.

Гармонь - это предшественник баяна, в котором был впервые использован уникальный способ получения звука методом колебания маленьких металлических пластинок под воздействием воздуха.

До сих пор ученые не пришли к единому выводу кто же конкретно изобрел подобный способ звукоизвлечения. Принято считать, что впервые он был открыт в Петербурге, приглашенным из Польши органным матером Франтишеком Киршнеком.

Прототип же самой гармони был изобретен на полвека позже, немецким конструктором Бушманом в начале 19 века. Бушман сконструировал губную гармошку, к которой в последствие приладил резервуар наподобие кузнечных мехов.

В 1829 г. русский мастер Демианов, проживавший в Вене, усовершенствовал этот тип гармоники. Он создал гармонь, в которой воплотил основные элементы конструкции, сохранившиеся до настоящего времени: прямоугольный корпус, с правой и левой клавиатурами, и меховой камерой посередине. Именно этот вид гармоники и стали называть аккордеоном.

В России гармонь появилась в 40х годах 19 столетия. Ее делали в основном частные мастера, которые были сами себе конструкторами и исполнителями. Отсюда такое многообразие названий и видов музыкальных инструментов: «черепашка», «ливенка», «тульская», «вятская» гармони и так далее. Они все отличались приемами игры, размерами, количеством клавиш и рядов. Например, самыми маленькими считались так называемые «гармошки-черепашки». У них было, как правило, не больше десяти кнопок, и они спокойно помещались в человеческой ладони.

Самой близкой к баяну считается тульская хромка. В начале 20 века, известный мастер Стерлигов, усовершенствовав хромку, создал четырехрядный, сложный музыкальный инструмент, который позже как раз и назвали баяном, в честь великого древнерусского певца.

Интересно, что на Западе любой вид гармоники, в том числе и кнопочный баян, европейцы называют аккордеоном. А в России, аккордеоном принято считать только инструменты с рояльной клавиатурой.

Огромным прорывом для гармоники, стало изобретение русскими мастерами валиковой механики для левой клавиатуры, которая позволяла, нажимая одну кнопку получать многозвучные аккорды. Это открытие подарило возможность играть на баяне и аккордеоне обширную аккордовую фактуру аккомпанемента. Таким образом, баян и аккордеон потихоньку начинают становиться сложными профессиональными инструментами, игре на которых, к середине 20 века обучали уже во многих учреждениях. А в 60-х годах открылась кафедра баяна и аккордеона в Петербургской консерватории.

Нужно заметить, что баян и аккордеон сейчас являются одними из самых совершенствующихся и развивающихся музыкальных инструментов. С каждым годом увеличиваются регистровые и тембровые возможности. Это делает их по истине уникальными. Например, баян с легкостью может подражать органу, духовым и струнным симфоническим инструментам. В качестве примера, я приведу фрагмент известнейшего классического произведения Антонио Вивальди - «Зима», из цикла «Времена Года» в исполнении заслуженного артиста России Александра Дмитриева.

Посмотрите, насколько похожи тремоло баяна на тремоло скрипки. А объем звучания заставляет думать, что играет целый оркестр.

Hельзя не сказать о потрясающей универсальности этого инструмента, который нашел себя, не только в классике, но и в таких жанрах современной музыки, как мюзет, джаз, рок, и даже техно. Вот, ради интереса, фрагмент произведения популярного польского ансамбля «Моушен Трио», которое называется «Ю Денс».
А теперь отдохните, и послушайте произведение известного итальянского джазового аккордеониста Ренцо Руджери, под названием «Карнавал».
Эта запись была сделана на ежегодном Петербургском фестивале музыки для баяна и аккордеона, который проходит в Белом Зале Политехнического университета. В 2009 году фестивалю исполнилось уже 25 лет, и каждый раз он собирает всех, кто любит и ценит эти инструменты. Огромная заслуга в организации принадлежит арт-директору фестиваля - заслуженному артисту России, прекрасному музыканту, профессору, Александру Дмитриеву. Пример его исполнения вы недавно слышали. Этот человек всегда вносит существенный вклад в развитие баяна и аккордеона в России.

Он также известен как замечательный педагог. Надо сказать, что каждой весной в том же Белом Зале организуется концерт студентов Александра Дмитриева. В его классе учатся только талантливые ребята, многократные лауреаты международных конкурсов. В этом году концерт класса состоится 28 марта, в 13 часов. Вы услышите музыку композиторов различных стилей и эпох от фольклора до авангарда: Иоганн Себастьян Бах, Доменико Скарлатти, Николо Паганини, Жорж Бизе, Астор Пьяццолла и многие другие. Вы сможете оценить безграничные возможности баяна и аккордеона, а может быть и открыть для себя новые горизонты музыкального мира.


Текст передачи взят с сайта Международный фестиваль музыки для баяна и аккордеона, Санкт-Петербург

— Радио «Петербург», 26.03.10

все статьи | архив статей