Статьи
3 февраля 2010 года

Гармоника в нашей стране является самым распространенным народным музыкальным инструментом. Глубоко войдя в быт, она стала доступна всем слоям сельского и городского населения.
Отечественное производство гармоник началось в промышленном центре России – Туле. География производства гармоник постепенно расширялась: Вятка, Елец, Череповец, Саратов, Петербург, Москва пытались создать конкуренцию Туле. Пытались, но не смогли. Да и как было тягаться с туляками, мастерами знаменитыми, потомками Левши.

«Гармонь тульская, двухрядная, самая нарядная.
С душой звонкой, с мелодией тонкой.
Век бы сам играл да слухал, но в детстве
Слон наступил на ухо»,–
расхваливает мужик в «Легендах о мастере Тычке» тульского писателя Ивана Панькина полюбившийся ему инструмент.

Тульские гармоники были самых различных видов и звучаний. Названия некоторых из них – «Детский свист», «Свист из красного дерева» – заставляют по-доброму улыбнуться. Сохранились сведения, что тульские мастера братья Шкунаевы в 1808 - 1820 годах изготовляли в своей домашней мастерской звучащие языковые планки. Их они использовали в свистульках, свирельках, а затем и в ручных гармониках. Все эти изделия носили характер оригинальных забав или детских игрушек.
По мере роста и развития кустарного гармонного промысла братья Шкунаевы сбывали планки по заказам и изготовляли сами небольшое количество гармоник. беседки харьков Их, безусловно, считают в числе основателей тульского гармонного кустарного промысла.
Первые гармонные фабрики были организованы оружейниками Тимофеем Воронцовым и Иваном Сизовым. Из сохранившихся в Государственном архиве Тульской области ведомостей фабрики Ивана Евстратиевича Сизова за 1839 год видно, что он выпускал 6100 гармоний в год. На фабрике работали 15 мастеровых и 6 учеников. Именно Сизов привез в Тулу с Нижегородской ярмарки в 1830 году однорядную немецкую гармонику, заплатив за нее 40 рублей ассигнациями. Его привлекла задорная игра иностранца, выделка деталей и внешний вид инструмента.
Начав производство гармоник, тульские мастера, делавшие сначала такие же, как и привезенные, со временем решили перевернуть планки другой стороной к клапанам, отчего все звуки, которые раньше звучали на разжим меха, стали звучать на сжим и наоборот, что облегчало исполнение русских песен и частушек. Такие инструменты получили название русской гармоники, или тульской гармоники – семиклапанки.

— Савко И. Л., Маршавина М. В., сотрудники Мемориального музея Н. И. Белобородова

все статьи | архив статей